Персональный авиатрансфер

Сегмент бизнес-авиации развивается в России стремительными темпами: по оценкам некоторых экспертов, его объём уже обогнал объём рынка пассажирских перевозок. Согласно достаточно осторожной статистике, его суммарный оборот перевалил за миллиард долларов ещё в 2005 году, и каждый год увеличивается на 25-50%, а по более смелым оценкам — и на все 100%! Спрос формирует предложение, и эти цифры означают, что с каждым годом в нашей стране появляется всё больше людей, пользующихся услугами бизнес-авиации.

22_6

Преимущества бизнес-авиации

Если коротко, то их три: экономия времени, высочайший уровень сервиса и конфиденциальность. У пассажира есть возможность без каких-либо ограничений выбирать время вылета и маршрут полёта, избегать лишних пересадок. Кроме того, здесь физически невозможно опоздать на рейс — самолёт попросту не улетит без клиента, а в аэропорт можно приезжать за 15 минут до вылета: пограничные и предполётные формальности, благодаря использованию отдельных терминалов, занимают минимум времени. Кроме того, «деловой самолёт» обычно хорошо оснащён средствами коммуникации и представляет собой своеобразный офис в небе. Ещё одним важным качеством деловой авиации является возможность использовать небольшие, менее загруженные аэродромы, расположенные ближе к конечному пункту назначения, и даже те аэропорты небольших населённых пунктов, рейсовые маршруты в которые не предусмотрены (невыгодно) или выполняются с большими интервалами.

Выбор компании

Надо сказать, что операторов (авиакомпаний) бизнес-авиации в России сейчас единицы, так как в силу законодательных ограничений процедура ввоза, растаможивания и коммерческой эксплуатации воздушных судов максимально осложнена. Таким образом, порядка 70-80% флота российских операторов в настоящий момент составляют отечественные воздушные суда типа Як-40, Ту-134, Як-42 (естественно, их салоны доработаны по «VIP-стандартам» и мало чем уступают салонам иностранных бизнес-джетов, а по пространству даже их превосходят). Как правило, российские «бизнес-самолёты» использовались для литерных перевозок ещё в советское время, кроме того, они зарегистрированы в России — следовательно, порядок прохождения техобслуживания и прочие вопросы, относящиеся к безопасности полётов, регулярно проверяются авиационными властями РФ.

Оставшиеся 20-30% парка — самолёты иностранного производства, большинство из них — новые. Однако, из-за уже упоминавшихся особенностей нашего законодательства, эти борта регистрируются за границей, как правило, в различных оффшорных зонах. Следовательно, под сферу ответственности российских авиационных властей они не подпадают, и их техобслуживание по факту никем не контролируется. Кроме того, в России на настоящий момент нет достаточного количества квалифицированного инженерно-технического персонала, да и просто ремонтной базы для таких самолётов: для прохождения техобслуживания эти воздушные суда регулярно летают за границу.

Получается, что самый безопасный выбор для аренды самолёта иностранного производства — иностранный же оператор бизнес-джетов. Борта иностранных операторов обычно зарегистрированы и базируются в Европе, сами операторы сертифицированы по стандартам JAR/OPS1, а их экипажи — настоящая элита авиации с тысячами и тысячами лётных часов за плечами. Как же правильно подобрать наиболее подходящий клиенту тип воздушного судна и оператора? Здесь на помощь турагенту приходят многочисленные авиаброкерские компании — они не оперируют собственным парком самолётов, а задействуют под свои программы борта партнёров-операторов, но при этом прекрасно разбираются в рынке, способны за считанные минуты подобрать наиболее подходящий и выгодный для клиента вариант перелёта. Правда, лишь немногие из них имеют собственные депозиты у крупнейших европейских операторов и способны в online-режиме посчитать стоимость сложного рейса или решить проблему с оформлением разрешений в случае срочного рейса.

Выбор воздушного судна

Парк бизнес-джетов делится (достаточно условно) на несколько сегментов:

1. Piston / turboprop — самолёты с турбовинтовыми двигателями, наиболее ярким представителем которых можно назвать Beechcraft King Air. Перевозят до 8-10 пассажиров на расстояния до 1500 километров со средней крейсерской скоростью 450-500 км/ч. Эти воздушные суда хорошо подходят на роль «воздушного такси» для небольших перелётов. Обслуживание стюардессой в них, как правило, не предусмотрено (её функции чаще всего выполняет второй пилот), а пассажирам подаётся лёгкое вино и закуски в течение полёта. Но и стоимость лётного у них составляет порядка 2000-2500 EUR, следовательно, перелёт по таким маршрутам как, например, Рим — Кальяри — Рим или Париж — Эдинбург — Париж обойдётся всего в 5000-6000 EUR за самолёт за весь маршрут. Это идеальная альтернатива для тех маршрутов, где попросту нет прямых рейсов в нужное время.

2. Light jet — полноценные реактивные самолёты, крейсерская скорость которых составляет 850 км/ч, используются в основном для перелётов на расстояния до 2500 км. Классическим представителем этого «семейства» можно назвать Beechcraft Premier I или Cessna Citation I/II. Как правило, салоны данных самолётов рассчитаны на перевозку не более 8 пассажиров, однако их габариты оставляют желать лучшего: в полный рост там встать не удастся, а оптимальное число пассажиров — только 3-4 человека. При использовании воздушных судов этого класса и выше организуется VIP-обслуживание, что подразумевает наличие стюардессы, соответствующий кейтеринг, напитки из разряда Hennessy и Dom Perignon и прочие маленькие радости жизни. Лётный час этого класса бизнес-джетов стоит порядка 2000-3000 EUR в зависимости от оператора, года выпуска и прочих деталей. Например, перелёт на самолёте Premier I для трёх пассажиров по маршруту Москва — Загреб — Москва будет стоить порядка 18 000 EUR.

3. Medium jet отличается от light jet размерами салона (длина порядка 5 метров, высота и ширина — 1,8 метра), они рассчитаны на перевозку 6-8 пассажиров, а само воздушное судно способно преодолевать маршруты протяжённостью до 4000 км без дозаправки. Наиболее яркие и востребованные представители этого класса — Bombardier Learjet 60 и Cessna Citation XLS. Стоимость одного разворотного рейса на Лондон на таких самолётах будет начинаться от 24 500 EUR.

4. Сегмент super-medium jet, наряду с medium jet является одним из самых востребованных на рынке. К нему можно отнести семейство Challenger 600/604, Cessna Citation X и другие типы самолётов. Их салоны рассчитаны на перевозку не более 16 пассажиров, оптимальное число — 9-10 человек. В салоне можно стоять в полный рост (высота порядка 1,9 метра), а в случае дальних перелётов (ведь эти борта способны преодолевать расстояния до 7000 км) салон легко трансформируется в спальный вариант (до 6 спальных мест). Разворотный рейс по маршруту Москва — Олбия — Москва на Challenger 604 будет стоить порядка 39 000 EUR, а перелёт по маршруту Москва — Тенерифе — Москва на этом же самолёте — уже в районе 70 000 EUR.

5. Heavy jet — «короли» бизнес-джетов, широкофюзеляжные самолёты, обеспечивающие своим пассажирам непревзойдённый уровень комфорта. К ним относятся Global Express, Gulfstream 450/550, Boeing Business Jet и Airbus A319CJ. Все эти машины способны преодолевать расстояния до 12 000 километров, что позволяет совершить беспосадочный перелёт практически в любую точку мира. Салоны BBJ или A319CJ обычно рассчитаны на 40-45 пассажиров, а Gulfstream и Global Express — на 14-16 человек. При этом перелёт по маршруту Москва — Нью-Джерси — Москва на Global Express будет стоить порядка 170 000 EUR.

Вылет

После того, как определились с выбором самолёта, начинается подготовка рейса. Подробно обсуждают возможные варианты вылета: через общие стойки аэропорта, VIP-залы или частные терминалы.

Общими стойками пользуются в тех случаях, когда в путешествие отправляется большое число людей, потому что в VIP-залах обслуживают до 40 человек максимум, а частные терминалы в виде исключения могут принять до 60. Поэтому, когда запланированы большие рейсы (вывозят вахты, летят артисты, компания проводит конгресс в Европе), предпочтение отдают использованию общих стоек, естественно, выделенных, чтобы люди не перепутали рейс. К тому же это намного дешевле. И если рейс с небольшим числом пассажиров в аэропорту обычно обслуживают два сотрудника компании, предоставляющей услуги бизнес-авиации, то большие группы вылетающих опекают человек пять-шесть, чтобы никто не потерялся и не ушёл ненароком в другую очередь. Впрочем, возможность подобного сведена к минимуму: стойку, как правило, выбирают поодаль, а время вылета по согласованию с заказчиком назначают на часы, когда аэропорт менее загружен.

VIP-залы, или залы официальных лиц и делегаций, существуют ещё с советских времён. Когда-то они были созданы именно для того, чтобы «номенклатурные пассажиры» могли пройти все предполётные формальности на привилегированном уровне. Сегодня всё происходит так же. Эти залы всегда находятся в здании аэропорта, но имеют собственный подъезд, отдельную парковку, свою инфраструктуру, а пассажиры доставляются к самолёту отдельным транспортом.

Терминалы деловой авиации — отдельные комплексы в аэропортах, предназначенные только для обслуживания их рейсов. В России это «Внуково-3», «Авком-Шереметьево» и «Авком-Домодедово».

Отдельные частные терминалы примыкают к лётному полю, но они совершенно изолированы от аэропорта, и люди, не пользующиеся услугами деловой авиации, туда попасть не могут (в отличие от VIP-залов, через которые вылетают и пассажиры регулярных рейсов, оплатившие соответствующую услугу). Сюда заруливают только частные самолёты. Все терминалы имеют собственные подъездную дорогу (что избавляет пассажиров от обычных пробок), охрану, территорию, инфраструктуру, стоянки, бары, кафе, а часто — и ресторан для своих пассажиров.

Впрочем, процесс регистрации в VIP-зале и частном терминале одинаков. Пассажир отдаёт свой паспорт менеджеру компании, а затем может приятно провести последующие пять минут — полистать журнал, отдать последние руководящие указания провожающим, выпить чашечку кофе, сидя в уютном зале частного терминала. Прохождение таможни, границы и службы безопасности для пассажиров тоже не очень обременительно и занимает считанные минуты. А поскольку люди заказывают целый самолёт, отношение к ним со стороны всех перечисленных служб — весьма лояльное.

Полёт

Чтобы полёт прошёл безупречно, необходимо предусмотреть все вероятные и предугадать самые невероятные сложности. В российских аэропортах они могут быть разные. Есть, к примеру, такие взлётные поля, которые используют не только по своему прямому назначению, и чтобы самолёт сел там и поднялся оттуда, нужно предварительно всё проверить. Одни северные аэропорты достаточно предупредить, чтобы почистили взлётно-посадочную полосу от снега и льда, а в других эту полосу постоянно ремонтируют. И нужно заблаговременно сообщить, чтобы в определённый срок эту технику убрали, а, кроме того, проследить, чтобы наготове стояла техника с противообледенительной жидкостью. В практике одной из брокерских компаний был случай, когда по прилёту в Gulfstream просто примерзла дверь, и топ-менджменту круной сырьевой компании пришлось три часа ждать внутри самолёта, пока не прибыла такая машина.

Поэтому разработкой рейса параллельно с диспетчером с самого начала занимается сотрудник компании, его организующей. Он учитывает все нюансы предстоящего полёта, заранее узнаёт, с кем ему придётся взаимодействовать в аэропорту, какой экипаж будет на борту, на что обратить внимание стюардесс.

Один из основных нюансов — индивидуальное питание и дополнительные услуги, предлагаемые клиенту. Здесь всё ограничивается только фантазией (и финансовыми возможностями) последнего.

Безопасность

Самая безопасная авиация — именно бизнес-авиация: на каждые 100 тысяч часов в воздухе приходится лишь 0,091 лётных происшествий. Это связано как с прекрасным техническим обслуживанием воздушных судов, так и с профессиональными навыками экипажа. Бизнес-джеты практически не стоят под открытым небом: ангарное размещение позволяет сохранять их в идеальном состоянии долгие годы. Экипажи таких самолётов состоят из двух пилотов первого класса: это — обязательное условие выполнения полётов.

Кроме того, на борту самолётов класса business jets не бывает посторонних лиц, обслуживающий персонал проявляет повышенную бдительность, а авиакомпания, выполняющая VIP-рейс, обеспечивает полную конфиденциальность в отношении сведений о пассажирах, времени, пункте вылета и маршруте.

Бизнес-авиация

Бизнес-авиация нередко может сравниться по цене с местами в «бизнес-классе».

Так, бизнес-класс в Ниццу на рейсах «Аэрофлота» лишь ненамного дешевле бизнес-джета по этому же направлению. «Новогодние» билеты первого класса авиакомпании Emirates на Мальдивы проданы уже сейчас — так зачем лететь с пересадкой в Дубаи, когда за сравнимые деньги можно полететь напрямую? Кроме того, бизнес-авиация очень востребована в регионах, когда необходим прямой перелёт в тот пункт назначения, куда попросту не летают регулярные рейсы.

Нюансы бронирования и отмены рейсов

Оптимальный срок заказа самолёта — не менее, чем за месяц до планируемой даты полёта. Впрочем, перелёт можно заказать и за сутки — только в этом случае придётся столкнуться с очевидной нехваткой времени на поиск лучшего варианта, а также — в высокий сезон (летний и новогодний период) — нехваткой свободных воздушных судов и, как следствие, более высокими ценами. При отмене рейса по вине клиента с него удерживается штраф — как правило, это сетка от 5 до 100% от стоимости рейса. Вся сумма удерживается в том случае, если заказанный самолёт уже прибыл в аэропорт начала маршрута. Однако и в таких ситуациях компании-операторы и брокеры стараются сократить штрафы до фактических расходов, ведь в сегменте бизнес-авиации 95% клиентов являются постоянными и лояльными партнёрами, которых никто не хочет терять.