Дайв-сафари.

Лирическое вступление

На дайв-сафари нет джипов, биноклей и диких зверей. Зато непременно есть яхта, снаряжение для дайвинга и открытое море. Что ещё нужно дайверу для счастья? Правильно: еда и телевизор. На дайв-сафари всё это тоже имеется. То есть, по сути, дайв-сафари — это морской круиз с целью занятия дайвингом.

Казалось бы, минусы любого морского путешествия весьма очевидны — риск морской болезни, «замкнутое» пространство корабля, потеря колорита страны, ограниченный набор развлечений… Чем же так привлекательны дайв-сафари? Прежде всего, корабль может добраться туда, куда не доберётся даже самый «продвинутый» джип: самые интересные дайв-сайты и ещё неизведанные места чаще всего доступны исключительно с борта судна. И особенный шарм сафари — своеобразный отрыв от цивилизации, в то же время — со всеми её благами. Там, на корабле, где-то посреди синего моря — всё другое: распорядок дня, воздух, ощущения, предметы обихода… Для современного человека важна возможность забыть о городских огнях, машинах, компьютерах, интернете и беспрестанно разрывающемся мобильном телефоне — на дайв-сафари такая возможность есть, причём совершенно закономерная — сотовые телефоны перестают ловить сигнал менее, чем в десятке километров от берега. И, конечно же, нельзя забывать, что дайв-сафари — это отдых в среде «своих», ведь каждый человек на корабле — единомышленник. Очень часто, после уютных тёплых вечеров на судне, целые группы становятся хорошими друзьями и продолжают путешествовать вместе.

Корабли для таких круизов строятся с учётом максимального удобства для дайверов, и на борту есть всё необходимое для полноценного и интересного отдыха. В день, как правило, совершается по 3-4 погружения, в перерыве между которыми гостей (в зависимости от страны пребывания и яхты) ждёт не только общение с друзьями и видео-системы, но и различные развлечения: походы по островам, сноркелинг, экскурсии в местные деревни и национальные парки, рыбалка, скутеры, водные лыжи, национальные шоу, дискотеки, караоке, пикники и так далее.

На что стоит обратить внимание при выборе судна?

Учитывая, что никто не присваивает кораблям официальной категории, каждый владелец судна норовит убедить вас в том, что именно его лодка — 5* Deluxe, не меньше. Прямо по старинной русской поговорке… В то же время, встречаются досадные недоразумения: общепризнанные 4* вполне могут оказаться гораздо лучше многих 5*. Если принять во внимание, что ванная комната (туалет, раковина, душевая кабина) с горячей водой — неизменный атрибут современных кораблей, как же разобраться в том, кто есть кто?

Прежде всего, стоит обратить внимание на основные параметры судна, которые сказываются на его комфортабельности:

  • Размер: во-первых, чем больше корабль, тем он устойчивее, то есть меньше ощущается качка, и оставленные вечером на тумбочке вещи, скорее всего, не придётся искать на полу утром. Во-вторых, на большом судне не ощущается тесноты, и каждый сможет найти себе уголок по душе.
  • Корпус: может быть деревянным, металлическим или выполненным из стеклопластика. Металлические корабли, за счёт веса, устойчивее классических деревянных, а корпус из стеклопластика считается наиболее современным и безопасным решением.
  • Пресная вода: здесь важен не столько запас воды, сколько количество и мощность опреснителей. От этого зависит, как долго можно будет нежиться в душе и, главное, можно ли не опасаться того, что кто-то забудет закрыть кран на ночь?
  • Дата постройки судна: успешные корабли эксплуатируются постоянно и, разумеется, целиком, поэтому интерьеры в них «изнашиваются» гораздо быстрее, чем в отелях. Если судно построено несколько лет назад, стоит уточнить дату последней реновации.
  • Скорость: чем быстрее лодка, тем меньше времени будет уходить на переходы, и тем более интересных мест удастся достичь. Кроме того, бывает просто обидно, если по пути на известный дайв-сайт кто-то машет рукой с обгоняющего вашу яхту судна.
  • Каюты: кровати в каютах twin могут располагаться как на одном уровне, так и на разных. Стандартная компоновка кают на корабле — двуспальная кровать внизу и односпальная наверху. Это не означает, что каюты трёхместные — просто подобное расположение позволяет поселить в каюту как, например, новобрачных, так и двух мужчин. Тем не менее, на одних кораблях больше кают с одной большой кроватью, на других — с двумя на одном уровне. Во избежание недоразумений не забывайте уточнять желаемый тип каюты!
  • Услуги: несмотря на то, что большая часть кораблей располагает примерно одинаковым набором услуг, стоит отметить особенности каждого конкретного судна — наличие музыки или телевидения в каютах, прачечной, доступа в интернет, библиотеки, смесей Nitrox для дайвинга, возможностей для организации дискотек и других дополнительных развлечений.
  • Дайв-гид: это именно тот человек, который может сделать дайв-сафари как сказочно интересным, так и невыносимо однообразным. Он планирует погружения, собирает группу и часто по совместительству является директором круиза. Имеет смысл поинтересоваться, местный дайв-гид или европейский, каков его опыт погружений в этой стране и каков опыт работы дайв-гидом именно на сафари.

А вот об удобстве салона, уюте кают и качестве декоративной отделки придётся судить по фотографиям и рекомендациям туроператора — здесь выбор зависит от предпочтений клиентов и бюджета поездки.

Кратко о самых популярных направлениях для дайв-сафари

Кратко — только потому, что о каждом направлении… да что там — даже о каждом сафари можно писать отдельную статью. Тем не менее, постараюсь сделать небольшой ликбез и помочь разобраться вам, с чего именно лучше начать.

Египет

Особенности: на дайв-сафари в Египет не съездили разве что самые ленивые дайверы. Посудите сами: невысокая стоимость, непродолжительный перелёт, потрясающей красоты подводный мир, а, кроме того, считается, что именно в Красном море «живут» самые удобные корабли для дайвинга. Как правило, корма отведена под снаряжение и удобную платформу для погружений и плавания, а местами общения являются кают-компания и затенённая часть верхней палубы. Погружения проводятся либо прямо с удобного дайв-дека, либо с дополнительной моторной лодки — «зодиака».

Бронируя дайв-сафари в Египте, обратите внимание на размер парковых сборов. Сумма может достигать 100 USD и варьироваться в зависимости от судна и оператора.

Маршруты: классические северные маршруты с выходом из Шарм-эль-Шейха укладываются в срок от трёх дней и интересны не столько заповедниками, сколько затонувшими кораблями. Южные маршруты с выходом из Хургады отлично подойдут как опытным, так и начинающим дайверам, поскольку представляют собой прекрасную комбинацию красочных рифов и морских заповедников, здесь же можно будет погрузиться на печально известный затонувший паром Salem Express. Но настоящей «жемчужиной» египетских сафари являются поездки на дальний, или глубокий, юг Красного моря. Опытных дайверов там ждут заповедные острова Бразерз, Роки, Забаргад и риф Сент-Джонс, манящие своим нетронутым подводным миром. На эти маршруты корабли могут выходить как из Хургады, так и из Марса-Алама и Порт-Галиб.

Мальдивы

Особенности: здесь несколько иные традиции кораблестроения. Задняя палуба — техническая, чаще всего не предназначенная для отдыха. Зато есть организованное пространство на носу, с полукруглым диваном в тени и кофейным столиком, где можно проводить вечера, наблюдая за открывающимися видами и роскошными закатами. «Изюминка» Мальдивских сафари — рыбалка и неизменное ночное барбекю на необитаемом острове с оформлением в духе «последнего героя». Погружения проводятся с сопровождающей лодки — «дони», на которой хранится как снаряжение, так и шумные компрессоры для забивки баллонов, а ещё за судном «на привязи» идёт маленькая вспомогательная лодочка — «динги».

Маршруты: классический и очень популярный маршрут занимает, в среднем, неделю и охватывает Ари атолл, а искушённым дайверам можно предложить более продолжительные маршруты — вплоть до пересечения экватора. Непременная цель мальдивского сафари — увидеть китовую акулу, не считая встреч с грациозно парящими мантами и стаями молотоголовых акул. Кстати, и те, и другие безобидны для человека.

Таиланд

Особенности: дайв-сафари в Таиланде открывают доступ к подводным сокровищам Симилановых островов, недоступным при погружениях с берега. Наиболее популярные среди российских дайверов корабли, возможно, внешне выглядят не очень презентабельно, и, может быть, не отличаются особой роскошью отделки, но, тем не менее, располагают всем, что необходимо для комфортабельного отдыха. Некоторые яхты приходят сюда на сезон из Индонезии.

Маршруты: здесь популярны короткие маршруты — двухдневное путешествие к интереснейшим дайв-сайтам к югу от Пхукета комбинируется с четырёхдневным круизом к островам, причём начинать можно с любой части сафари — в интервале между ними судно возвращается в порт. Искушённым дайверам можно предложить более продолжительное сафари к берегам Бирмы.

Индонезия

Особенности: настоящая «изюминка» индонезийских сафари — корабли в национальном стиле «пининси», настоящие парусники пиратов 19 века. При всём своём колорите это моторные суда, оснащённые по последнему слову техники. Когда позволяет погода, команда поднимает паруса и демонстрирует приёмы управления, которыми пользовались старинные мореплаватели. Сама атмосфера такого корабля, синие или чёрные паруса в неповторимых пейзажах диких уголков Индонезии, добавляют особой романтики путешествию.

В Индонезии есть как корабли, специально предназначенные для дайвинга, так и просто круизные судна с возможностью для погружений. Уточняйте желаемый тип яхты в зависимости от предпочтений отдыха.

Маршруты: местные дайв-сафари — совершенно особенные. Это полноценные морские круизы, интересные не только дайверам, но и просто любителям морского воздуха. Путешественников ждёт отличный сноркелинг, экскурсия в гости к комодским драконам в национальном парке, местные деревни, культурные мероприятия и роскошные пляжи. Наиболее популярный маршрут Бали — Комодо — Бали занимает, в среднем, неделю, а более опытным дайверам можно рекомендовать сафари у острова Сулавеси или путешествия к Западному Ириану — берегам Папуа — Новой Гвинеи.

Куба

Особенности: рекомендовать дайв-сафари на Кубе можно только по-настоящему увлечённым дайверам. К сожалению, при весьма высокой стоимости размещения, корабли там не отличаются высоким комфортом — как минимум, придётся смириться с общими туалетами и ванными комнатами.

Маршруты: заповедный архипелаг Сады Королевы, являющийся вторым по величине барьерным рифом в мире, привлекает и наземными, и подводными красотами. Ожерелье из необитаемых островов, где запрещено промысловое рыболовство, является настоящим кубинским сокровищем для любителей дайвинга и рыбной ловли.

Тем, кто захочет ещё более экзотичных путешествий, можно предложить дайв-сафари в Коста-Рике, на Галапагосских островах, в любой стране Юго-Восточной Азии и в Австралии. Кроме того, стоит обратить внимание на два международных флота, работающих по принципу франчайзинга и поддерживающих одинаковое качество услуг независимо от страны пребывания судна: Aggressor Fleet располагает двенадцатью кораблями в одиннадцати странах мира, Peter Hughes Diving — семью в семи разных странах. Вполне здравой идеей будет посмотреть все корабли какого-либо из флотов, учитывая, что оба они постоянно расширяются.

В завершение хотелось бы отметить, что сафари прекрасно комбинируются с отдыхом в отеле — завершать морское путешествие подобным образом уже стало традицией. Должна сказать, что последние одна-четыре ночи на берегу — это не просто приятный расслабляющий «довесок» к активному отпуску и возможность ближе познакомиться со страной, но, скорее, мягкое возвращение к обычной жизни в мире людей, после которого уже не так печально возвращаться из сказки — к рабочим будням.