Горбатый из Домика — регулярка в Шарике

Прочитав этот увлекательный текст, вы перестанете удивляться подобным фразам.

Настоящее пособие предназначено для того, чтоб помочь туристу разобраться в том, на чём и как он полетит к месту своего долгожданного отдыха. Многие термины, приводимые ниже — профессиональный сленг. Обогатив этими словечками свой лексикон, вы всегда сможете произвести впечатление, а также быстро найти общий язык со специалистом по авиаперевозке.

airport

Рейсы

Регулярка — рейсы, опубликованные в системах бронирования «Сэйбр», «Габриэль», «Сирена», «Амадеус», «Галилео» и т. д. Регулярные рейсы выполняются круглогодично, билеты на них можно забронировать и купить в любой авиакассе. Расходы по организации рейса, риски по убыткам — всё это забота исключительно авиакомпании. Учитывая все расходы по обеспечению перелёта, многолетнюю статистику загрузки рейсов, высокие и низкие периоды спроса и тому подобное специалисты авиакомпании рассчитывают себестоимость перелёта — отсюда и высокие, как правило, цены на регулярные рейсы. Регулярные рейсы в России и странах СНГ имеют трёхзначные номера.

Блок — определённое количество мест на регулярном рейсе, которые по договору с авиакомпанией получают туроператоры. Цена «блочного» места, разумеется, отличается от цен билетов в свободной продаже, и в билете не указывается. Поэтому туроператор может выставлять цены на места в своём блоке в зависимости от спроса. Как правило, в графе «тариф» в таком билете стоит слово «CHARTER» или «IT».

Чартер — если регулярные рейсы инициируются авиакомпаниями, то чартерные рейсы «взлетают» исключительно по инициативе заказчика — туроператора или авиаброкера (посредника между ТО и авиакомпанией). В этом случае авиакомпания берёт на себя ответственность по организации рейса, а все расходы несёт заказчик. В связи с тем, что туроператор получает прибыль не от реализации самого авиабилета, а от полного турпакета, стоимость чартерного билета рассчитывается иначе: обычно простым делением себестоимости рейса на количество кресел в самолёте с учетом вывозных рейсов, расширения или сокращения чартерной программы и т. п. На полученное «среднее арифметическое» туроператор и ориентируется, формируя цену турпакета. Здесь важно заметить, что если в «низкий сезон» цена билета составляет, к примеру, 150 USD (а порой и ниже), то это вовсе не значит, что рейс, который выполняет самолёт со 164 креслами на борту, стоит всего лишь около 25 тысяч. Себестоимость билета на направлениях с перелётом в 4-5 часов в данный момент приближается уже к 320—350 USD. А подобное снижение цен на билеты — осознанный шаг туроператора, продиктованный определённой причиной (спадом спроса, переизбытком чартерных рейсов на данном направлении) или умышленный демпинг с целью увеличения объёма продаж. У чартерных рейсов в России и странах СНГ — четырехзначные номера.

Сезонные чартерные программы, как правило, выполняются длинными цепочками. Например, в Тунис чартерные цепочки летают с мая по октябрь. А на период «высоких дат», таких, как Новый год или майские праздники, могут взлетать дополнительные короткие цепочки. Как правило, это три рейса: первый завозит туристов, второй через неделю завозит следующих и вывозит первых. Третий рейс летит туда пустым, а обратно возвращается с пассажирами второй «смены».

Разворотник — рейс по маршруту Москва — «Энск» — Москва, который авиакомпания выполняет в один день. Из «разворотников» и состоят чартерные цепочки.

Отстойник — рейс, который летит с пассажирами в пункт назначения, стоит там, на стоянке в аэропорту всё время пребывания туристов на отдыхе, а потом возвращается обратно с теми же пассажирами. Такие рейсы в последние годы встречались нечасто — из-за большого объёма перевозок авиакомпании обычно не имеют возможность поставить самолёт «на прикол» на несколько дней.

Самолёты

Существует масса беспричинных предубеждений (тут надо сказать «спасибо» нашим СМИ, любящим смаковать подробности каждой катастрофы) и малообоснованных предпочтений, навязанных всё той же прессой. Поэтому сейчас мы коротко поговорим о самих машинах с крыльями, наиболее востребованных нашим туризмом.

Начнём с отечественной авиатехники. Хочу сразу заметить, что распространённое мнение об изношенности российских самолётов и их ненадёжности не вполне соответствует действительности. Встречаются, конечно, изрядно полетавшие самолёты, но до предельного износа им ещё далеко. Что же касается надёжности, то беспристрастная статистика утверждает: наши самолёты не уступают, а ИЛ-86 и ТУ-154М — даже превосходят по безопасности равнозначные иномарки. У нашего воздушного транспорта есть лишь один серьёзный недостаток — большой расход топлива по сравнению с «иномарками», что, само собой, отражается на стоимости рейсов.

Самые используемые в чартерных авиаперевозках самолёты — следующие российские ВС:

ТУ-154М

Имеется в авиапарке практически у каждой авиакомпании, чаще всего имеет следующие варианты комплектации салонов:

  • 164 кресла — два салона с обычными для эконом-класса креслами (если комплектация салона состоит только из кресел эконом-класса, используется термин монокомпоновка).
  • 156 кресел — 6 кресел первого класса, 10 кресел бизнес-класса и 140 кресел эконом-класса.
  • 132 кресла — три салона: первый-класс — 12 широких кресел, бизнес-класс — 18 обычных кресел с увеличенным расстоянием между рядами, эконом-класс — 102 обычных кресла.

ТУ-204

Этих самолётов нашим авиапромом было выпущено очень немного. Чаще всего эти машины с комплектацией от 192 до 205 кресел на чартерные перевозки предоставляют две авиакомпании — «КрасЭйр» и «Кавминводыавиа».

ИЛ-86

Наиболее распространённые комплектации:

  • 342 или 344 кресла — три салона: бизнес-класс — 10 или 12 широких кресел и два салона эконом-класса.
  • От 346 до 350 кресел — три салона эконом-класса.

ИЛ-96

Дальнемагистральный самолёт, чаще всего он используется на направлениях Юго-Восточной Азии (до Бангкока эта машина легко долетает без посадки).
Первый вариант комплектации: бизнес-класс — 18 кресел, эконом-класс — 245 кресел.

Второй вариант — монокомпоновка от 285 до 293 кресел.

ИЛ-62

Тоже летает на большие расстояния, но если до Бангкока он «добивает» без посадки, то обратно, к сожалению, рейс не прямой. Дело в том, что «туда» самолёт летит навстречу вращению Земли, а на обратном пути он Землю «догоняет» — и топлива, чтоб долететь без посадки, не хватает совсем чуть-чуть. Наиболее распространённая комплектация салона с двумя классами обслуживания: бизнес-класс — 12 кресел, эконом класс — 126 кресел. Или монокомпоновка на 166 кресел.

«Иномарки»

Теперь — о появившихся в последнее время в нашем небе «иномарках». «Боинги» и «Аэробусы» — несомненно, более экономичные самолёты, но, к сожалению, изношенность завезённой в Россию авиатехники и практически полное отсутствие у нас в стране ремонтной базы приводит к тому, что в случае поломки иномарки задержки рейсов затягиваются на неопределённое время. Помните невероятные задержки рейсов в прошлом летнем сезоне? Первой причиной этого безобразия было отсутствие технической базы для ремонта иностранных самолётов, а второй — просчёты ряда авиакомпаний, которые, стремясь получить как можно больше заказов, не подстраховали себя резервными бортами, «запустив в небо» весь свой авиапарк.
Что же касается комфортабельности небесных «иномарок», то с моей личной точки зрения, салоны в наших самолётах оборудованы даже более удобными креслами, чем в иностранных.

Поскольку иномарки в нашем небе — явление пока что редкое и информация по вариантам комплектации иностранных салонов у меня пока что не полная, буду давать привязку к авиакомпаниям:

Боинг-757

Основной парк этих самолётов находится у авиакомпании «ВИМ-авиа», у этих машин один длинный салон эконом-класса на 220 кресел. Боинг-767 компании «Трансаэро» имеет две модификации: B-767-200 (217 кресел: 22 бизнес-класса и 195 эконом-класса) и В-767-300 (230 кресел: 26 бизнес-класса и 204 эконом-класса).

Боинг-747

Эти машины пока что есть только у «Трансаэро». Общее число кресел в самолёте — 468: 28 бизнес-класса (два салона — 12 широких кресел на верхней палубе и 16 широких кресел — на основной) и 440 эконом-класса (четыре салона на основной палубе).

Аэробус-310

Этими бортами владеет авиакомпания «Сибирь». 254 кресла, из них 14 бизнес-класса (обычные кресла с увеличенным расстоянием между рядами) и 240 кресел в салонах эконом-класса.

Немного сленга «в тему»

«Тушка» — любой самолёт из семейства Туполевых. Чаще всего так называют ТУ-154 — не потому, что они какие-то особенно «толстые», а просто потому, что их больше всего.

«Баклажан» — ИЛ-86. Говорят, лётчики углядели в самолёте какое-то сходство с этим овощем.

«Арбуз» — «Аэробус», как и в случае с «Тушкой», это просто результат сходного звучания слов.

«Горбатый» — Боинг-747, прозванный так за выступающую верхнюю пассажирскую палубу.

«Коровник» или «Летающий трамвай» — Боинг 757, получивший такие титулы за один-единственный очень длинный пассажирский салон (что характерно, эти прозвища придумали уже не лётчики, которые в пассажирский салон особо и не заглядывают, а туроператоры).

Сервис и питание

А теперь давайте поговорим о самом главном — обслуживании на борту. Наверняка, каждый, кто хоть раз летал, мог остаться в недоумении от питания на чартерных рейсах. Это, в общем, неудивительно: наиболее распространённый вариант «ланч-бокса» — салатик из капусты или консервированной фасоли, пара кусочков колбасы или ветчины, плавленый сырок, масло и булочка. На горячее — макароны с резиновым куском мяса или костлявой рыбкой.

Понятно, что стоимость бортпитания входит в стоимость рейса, а поскольку во главе угла стоит вопрос — как снизить стоимость перелёта, то и бортпитание заказывается самое экономичное, в пределах 5 USD за порцию в эконом-классе и 15 USD в «бизнесе». Причём само питание почти не отличается, просто в бизнес-классе к нему добавляются спиртные напитки.

Конечно же, можно разнообразить меню — цеха бортпитания московских аэропортов, даже с учётом специфики хранения продуктов в условиях перелёта, могут предложить выбор блюд, которому позавидуют многие «наземные» рестораны. Как говорится, за деньги — любой каприз! Но для того, чтобы угостить пассажира в эконом-классе хорошим обедом с холодными закусками, горячим блюдом и десертом, сдобрив всё это бокалом вина, заказчику придётся выложить примерно 40-50 USD за порцию. Но как в таком случае быть с билетом, который из-за красной икры, вина и фруктов будет стоить на 40-50 USD дороже, чем у тех, кто сэкономил на бортпитании? Ответ очевиден, не правда ли?

Но всё же, несмотря на скудный рацион на чартерных рейсах, есть определённые моменты, которые обязательно должны присутствовать в сервисе на борту самолёта. В соответствии с отраслевыми стандартами при перелёте до двух часов пассажирам эконом-класса обязательно предложат прохладительные напитки, а в первом и бизнес-классах поднесут чай или кофе с печеньем, шоколадкой или пирожным.

При перелёте от двух до трёх часов эконом-класс получит чай или кофе, а первый и бизнес-классы — холодные закуски, чай или кофе. Перелёт от трёх до четырёх часов предполагает горячее питание плюс чай или кофе во всех классах обслуживания.

Проведя в воздухе от четырёх до шести часов, пассажиры имеют полное право рассчитывать на горячее питание во всех классах обслуживания, а в первом классе и в «бизнесе» чай или кофе подаются дважды: один раз — во время обеда, второй раз — через некоторый промежуток времени. Если же рейс длится от 6 до 7 часов, горячее питание и дважды — чай или кофе подаются во всех салонах.

При более долгих беспосадочных перелётах, питание подаётся дважды: в эконом-классе — горячее питание, затем — холодное, а в первом классе и в «бизнесе» дважды подаётся горячее.

В первом классе еду подают на фарфоровой посуде, а стаканы должны быть стеклянные, а не пластиковые. В бизнес-классе, питание подаётся на специальной пластиковой посуде. Пассажиры эконом-класса получают свои булочки и макароны в одноразовой посуде.

Эта информация — из первых рук, она любезно предоставлена менеджером по работе с бортпитанием VIP-класса ЗАО «Ресторан при М. А. Внуково» Павлом Запрягаевым.

Расписание

Теперь — об одной из самых животрепещущих тем. На самом деле всё предельно просто: чартеры получают возможность вылета в периоды времени, не занятые регулярными рейсами. Регулярка годами летает в одно и то же время, а чартеры — дело сезонное. Кроме того, расписание чартерных рейсов нередко формируется с учётом необходимости выполнения одним бортом нескольких рейсов в день. Например, если авиакомпании необходимо делать два рейса в день, расписание составляется таким образом, что сначала самолёт рано утром улетает на «короткое расстояние», например, в Анталию, а потом после возвращения выполняется уже более долгий перелёт, например, в Хургаду — или наоборот. Заказчики чартерных рейсов всегда борются за удобное расписание, ведь прилёт и вылет туристов должен быть максимально привязан к времени заселения и выселения в отелях, но, к сожалению не всегда эту битву выигрывают. Известны случаи, когда авиакомпания умышленно дезинформировала заказчика, подтверждая желаемое время вылета, а потом в аэропорту ставила перед фактом гораздо более позднего вылета ни в чем не повинных пассажиров. Встречались и нечистоплотные авиаброкеры и даже сами туроператоры, применяющие подобные приёмы. Но всё же это явление крайне редкое, и, как правило, если рейс задерживается, то в 99 % случаев это действительно связано с погодными условиями или технической неполадкой.

При длительной задержке рейса в обязанности авиакомпании входит обеспечение ожидающих вылета пассажиров напитками и питанием. А в случае очень длительной задержки — размещение в гостинице при вылете из Москвы иногородних пассажиров, а при вылете из аэропорта страны пребывания — всех пассажиров.
Если по каким-то причинам эта услуга не была предоставлена, и пассажир сам обеспечивал себя питанием и кровом, не лишним будет сохранить чеки, чтобы потом предъявить претензию авиакомпании. Правда, особо шиковать не стоит: возврат денег будет осуществлён «в разумных пределах». На билете пассажира, желающего предъявить претензию по задержке рейса, обязательно должна стоять отметка службы аэропорта о фактической задержке рейса — иначе претензия рассматриваться не будет. Соответствующая отметка нужна и в том случае, если пассажир не попал на рейс по причине перепродажи и вынужден был приобретать новый билет самостоятельно. Ну а если путешественника с билетом первого или бизнес-класса засунут в «эконом», ему обязательно нужно сохранить билет и посадочный талон, чтобы потом с полным правом выкатить нерадивому перевозчику претензию.

Бесплатные советы

Нелишним будет напомнить о том, что регистрация рейсов в аэропортах Москвы начинается за три часа до вылета. Кроме того, в «высокий сезон» путешественникам нужно быть готовыми к весьма длительной процедуре регистрации, паспортного контроля и таможенного досмотра. И очень важно, знать о том, что в последние два года в аэропортах отменили практику дожидаться и бесконечно объявлять фамилию прошедшего регистрацию на рейс, но не появившегося вовремя на посадку пассажира. Были случаи, когда засидевшиеся в кафе или загулявшие в «duty free» пассажиры не улетали на своём рейсе: простой самолёта — слишком дорогое удовольствие для авиакомпании.

Немного сленга «в тему»

«Шарик» — аэропорт «Шереметьево».

«Домик» — аэропорт «Домодедово».

«Внучка» — аэропорт «Внуково».

Я благодарю вас за внимание и очень надеюсь, что моя информация поможет вам. И вы, правильно проинформированные и потому безо всяких проблем и недоразумений занявшие своё кресло в самолёте, в предчувствии приятного отдыха услышите приветствие: «Авиакомпания и командир экипажа рады приветствовать вас на борту самолёта, выполняющего рейс по маршруту…» Приятного полёта!

Автор выражает благодарность заместителю генерального директора по чартерным перевозкам группы компаний «ИнтАэр» Алексею Емельянову — за консультацию.